Дата публикации: 18 Июня 2013
ТЕРЯЕМ И В КОЛИЧЕСТВЕ, И В КАЧЕСТВЕ
- Андрей Иванович, сегодня самой трендовой внутрипрофсоюзной темой является проблема формирования рациональной профструктуры. Зачем нам вообще это нужно?
- Если говорить о реформировании профсоюзов, то сейчас активно обсуждаются острые вопросы, являющиеся частными аспектами этой модернизации и вызывающие жгучий интерес ряда профсоюзных структур. Вокруг этих вопросов пошел предметный разговор, в том числе на недавнем Генсовете. Сама тема модернизации, в общем-то, никого не отпугивает, но когда речь заходит о конкретных предложениях, возникают проблемы. Потому что любая перестройка затрагивает интересы конкретных людей, каждый вынужденно примеряет ситуацию на себя: а что он от этой профреформы может получить или, наоборот, какие у него в связи с этим могут возникнуть проблемы?
Наши структуры еще недавно вполне соответствовали развитию профдвижения и отвечали всем задачам, которые перед нами стояли. Но сегодня происходят количественные изменения: у нас резко уменьшается количество членов профсоюзов. Это происходит по двум причинам. В советские времена, как мы знаем, практически все были членами профсоюза, было естественным, когда человек вне профсоюза себя не воспринимал. Сегодня отношение людей к профсоюзам, в том числе “благодаря” влиянию определенных СМИ, изменилось в негативную сторону - это во-первых. Во-вторых, в стране продолжается реструктуризация промышленности, и большие коллективы, которые в свое время имели крупные профструктуры, мельчают, распадаются на много маленьких. И, как правило, в мелких организациях членов профсоюза становится меньше, или первички вовсе самоликвидируются.
- Количественные потери ведут к потерям качественным?
- Да. Вы знаете нашу структуру: есть первичная организация, над ней - территориальная в регионе (обком, реском, крайком), и все они объединяются в профсоюз, который на общероссийском уровне избирает центральный руководящий орган. В каждой структуре действует выборный аппарат, или нанятые работники, которые руководят работой организации. И если территориальная организация объединяет много людей, то и аппарат будет сильным. Напротив, когда людей становится мало - аппарат неминуемо сокращается, потому что не может обеспечить себя финансово за счет членских взносов. Как правило, страдают самые необходимые профсоюзные работники - юристы, специалисты по охране труда, потому что у них сегодня серьезная заработная плата. Далее из штата территориальной организации выпадают технические и организационные работники. В результате терком того или иного профсоюза просто-напросто перестает выполнять свою главную задачу - защищать социально-экономические и трудовые права наемных работников. Эта проблема назревала медленно, но сегодня мы пришли к тому, что многие из 42 профсоюзов, входящих в состав ФНПР, не могут себя реализовать в полной мере, особенно в структуре среднего звена. Напрашивается укрупнение, объединение и усиление этих профсоюзов.
- Вокруг этой темы как раз идут ожесточенные дебаты.
- Многие коллеги говорят: объединив слабые профсоюзы, не получишь сильного. Это неправда. Во-первых, если мы объединим четыре слабых профсоюза, то, сложив их численность, сможем получить крепкое среднее звено. А во-вторых, слабый профсоюз может воспрянуть, если его присоединить к численно сильному. Например, в Германии слабый профсоюз работников текстильной промышленности вошел в состав мощного профобъединения немецких металлистов. Текстильщики получили доступ к учебным центрам профобъединения, пользуются его инфраструктурой, но при этом сохраняют свою идентичность. У нас этот процесс застопорился.
- Почему?
- Наш профсоюз работников оборонной промышленности еще 10 лет назад на съезде принял решение об объединении с родственными профсоюзами по отраслевой линии. Главный тезис, с которым я всегда сталкивался в ответ на приглашение провести работу в данном направлении, от коллег: дело хорошее, но не своевременное, “сейчас - не время”.
Я возглавляю Ассоциацию профсоюзов оборонных отраслей промышленности, в которую входят семь профсоюзов. В Татарстане у нас доходило до смешного: работали три председателя рескомов родственных профсоюзов и один бухгалтер на всех, на треть ставки от каждого рескома! И если бы мы провели объединительные процессы на федеральном уровне, это означало бы, что нужно полностью преобразовывать аппарат. Остался бы один председатель одной (объединенной) территориальной организации вместо трех - но появилась бы возможность содержать техинспектора, юриста, оргработника. То же самое произошло бы на уровне ЦК. Объединение своевременно и необходимо в первую очередь для членов профсоюза, для первичных организаций - для них объединительные процессы стали бы благом.
- Хорошо. Но если сами родственные профсоюзы объединяться не хотят, а решение давно назрело, что нужно сделать уже сейчас?
- Необходимо наделить определенными полномочиями коллегиальные органы Федерации, в том числе по принятию решения о возможном объединении, за которым последовали бы решения отраслевых профсоюзов. Возьмем профсоюзы, работающие на ниве торговли, предпринимательства и потребкооперации, - когда-то они были единым профсоюзом. Их деятельность часто переплетается, многие организации после раздробления переходили туда-сюда, мы тоже предлагали им объединиться. В принципе они соглашались, но в итоге говорили “нет”, потому что не находили какого-то последнего слова. Вот это решающее слово ФНПР должна взять на себя.
- Каким образом?
- Мы считаем, что для этого нужно, в том числе, навести определенный порядок в учредительных документах самих отраслевых профсоюзов. То есть предложить типовой устав профсоюза, разработанный с учетом всех мнений, и предложить организациям наших профсоюзов его принять. Этот устав должен быть единым для всех звеньев отраслевых профсоюзов. При этом мы, конечно же, не влезаем внутрь их деятельности, а говорим: многие работают по разным схемам, однако деятельность территориальных организаций может регулироваться определенными локальными нормативными актами. Профсоюз волен внутри себя выстраивать какие угодно отношения, но принципиальные вопросы: членство в профсоюзе, правовые обязанности членов профсоюза, ответственность выборных и штатных работников за принимаемые решения, за выполнение или невыполнение решений коллегиальных органов - это должно быть прописано одинаково у всех профсоюзов. Причем одинаково хорошо, выверенно, с юридическим подкреплением.
СЛЕПКИ ФНПР
- Вы все время говорите “мы считаем”, “мы предлагаем”. Кто эти “мы”?
- Мы - это рабочая группа, которая была создана в марте этого года для того, чтобы внести изменения в устав ФНПР. В нее вошли представители и отраслевых профсоюзов, и территориальных объединений, возглавляет группу первый зампред ФНПР Сергей Некрасов. В настоящее время проводится аналитический и экспертный анализ законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность профсоюзов и их объединений. Для того чтобы выработать окончательный вариант проекта изменений устава ФНПР, на недавнем Генсовете Федерации было решено продолжить деятельность нашей рабочей группы.
- Вы затронули деятельность территориальных объединений профсоюзов. Здесь в чем проблема?
- В самом начале мы говорили о слабости среднего звена в некоторых отраслевых профсоюзах. Но как раз для усиления профсоюзной работы в регионах у нас существуют территориальные объединения организаций профсоюзов, которые должны работать с обкомами (рескомами, крайкомами) отраслевых профсоюзов, а при отсутствии среднего звена - с первичками отраслевых профсоюзов, поддерживать их, удовлетворять их запросы, решать вопросы на территории. И именно сейчас возник вопрос полномочий: каким образом должны строиться взаимоотношения между аппаратом ТООП и теркомом отраслевого профсоюза?
- Этот же вопрос прозвучал и 22 мая на Генеральном совете из уст председателя Дагестанского объединения организаций профсоюзов Абдуллы Магомедова.
- Иногда эти взаимоотношения строятся неважно, объясню почему. Раньше, до 2001 года, “территориалки” отраслевых профсоюзов могли входить или не входить в региональную федерацию профсоюзов по своему усмотрению. Однако на V съезде ФНПР, 12 лет назад, мы внесли изменения в устав Федерации: определили, что территориальные организации профсоюзов обязаны входить в областные, республиканские и краевые объединения профсоюзов. Несмотря на это, “миграции” происходят до сих пор, тем самым грубо нарушается устав.
Следующий момент. Тогда же, в 2001 году, было принято решение о разработке типового устава территориального профобъединения на основе лучших положений различных уставов. Учли весь наш опыт, обсуждали достаточно долго и утвердили данное решение на Генсовете. После этого почти во всех организациях данный типовой устав стал законом. Но не везде: кому-то не понравилась теза о том, что в территориальное объединение не могут входить никакие организации профсоюзов, если они не входят в состав ФНПР. А у нас такие территориальные объединения есть, в них входят территориальные и локальные профсоюзы, естественно, не связанные с ФНПР.
- Как такое возможно, если решения съезда и Генсовета ФНПР - по сути, закон, подлежащий исполнению?
- Все дело в том, что по инициативе председателей региональных профобъединений в их уставы вносились изменения, противоречащие типовому уставу. Например, накануне очередных выборов, чтобы не было недоразумений, типовой устав могли немного подправить в нужную сторону, по-иному прописать процедуру выборов - а конференция за эти изменения голосует. Точно так же, увы, возникали другие, гораздо более болезненные проблемы.
- Связанные с профимуществом?
- Как известно, в 90-е годы, для того чтобы ее сохранить, профсоюзная собственность была поделена своеобразным образом. Ее закрепили в основном за территориальными объединениями, и только часть осталась за ФНПР - как правило, в процентном соотношении 60 на 40, 70 на 30, 80 на 20. Тогда на профсоюзный центр оказывалось серьезное давление, мы боялись, что единым указом Ельцин может ликвидировать всю профсобственность.
Но дальше начались довольно сложные процессы. Сейчас начни разбираться с каждым региональным подразделением - где-то собственность сохранили, а где-то ее уже нет по объективным или субъективным причинам. Были ужасные примеры, когда в нарушение договоренности между центром и регионом (если на реализацию идет пакет акций, то обязательно общим пакетом, вместе с долей ФНПР) территория принимала решение отдельно от ФНПР. А потом акции ФНПР обесценивались, потому что 30-процентный (или 7-10-12 процентный) пакет никому был не нужен.
Имущественные вопросы решаются, как правило, на заседаниях исполкома или президиума. Но бывали случаи, когда это делалось и без решения коллегиальных органов, напрямую. И потом в судах, после того как все выяснялось, отстоять профсобственность было невозможно, потому что, как правило, первый приобретатель уже успевал все перепродать и возникал т.н. “добросовестный приобретатель”. Можно было с этим человеком судиться, но обычно там следов не было видно.
Бывали ситуации, когда злоумышленник, грубо говоря, уговаривал половину членов президиума, а они, не понимая до конца, что происходило, ставили подписи. И потом в суде к нему не было придирок: вот, они же подписались. Позже подписавшие говорили: мы не поняли, не знали, не хотели, да мы вообще по имуществу не специалисты.
А бывали еще более хитрые ходы. Объединение брало крупный кредит, тратило его на отчетно-выборную кампанию, на что-то еще, а отдавать нечем. Денег нет - и имущество отторгалось в пользу кредитора. В этих ситуациях ответственность первого лица совершенно размывалась, потому что здесь проявлялась коллективная безответственность. Этот процесс был неуправляемым.
- И что предлагает рабочая группа по изменению устава ФНПР в этом смысле?
- Есть предложение сделать следующий шаг в определении различий между двумя типами членских организаций, составляющих ФНПР. В 2001 году V съезд ФНПР принял устав, в который впервые было внесено понятие двух типов членских организаций. Это общероссийские профсоюзы, которые объединяют своих членов и могут по решению своих органов войти или выйти из общероссийского объединения профсоюзов. А также территориальные объединения организаций общероссийских профсоюзов, которые этой возможности лишены. Уже на пятом и последующих съездах ФНПР подчеркивалось, что ТООП выполняют функции отделений ФНПР в своих регионах.
Следующий шаг - наделение ТООП статусом официальных отделений ФНПР и включение типового устава ТООП непосредственно в устав ФНПР. Таким образом, никто в региональной федерации на него уже не сможет никак повлиять, менять под себя. Теперь любое территориальное объединение - это слепок ФНПР в своем регионе, и как оно называется - не важно. Оно остается отдельным юридическим лицом, полностью распоряжается своим профимуществом. Это во-первых. Но одновременно мы возлагаем повышенную ответственность на председателя регионального профобъединения. Он должен быть подотчетным исполкому ФНПР. То есть, по существу, любой непродуманный шаг теперь будет контролироваться напрямую исполкомом ФНПР. И это уже во-вторых.
Значит, с одной стороны, мы придаем отделению ФНПР более высокий, российский уровень, но с другой - говорим: если этот председатель, который наделен большими полномочиями, допускает какие-то промахи, тогда мы слушаем его отчет на заседании исполкома ФНПР и там же можем принять решение о взысканиях или о назначении новых выборов. Сегодня можно только заслушать руководителя и направить в адрес членской организации мнение ФНПР.
- А как быть с выборами председателя, за которого голосует большинство делегатов на региональной конференции?
- А это уже вторая новация: процедура выборов председателя ТООП, которая сегодня прописана отдельным положением, тоже будет вписана в устав ФНПР напрямую. То есть теперь это будут выборы из числа собственных резервистов, подготовленных кадров, которые рекомендованы к избранию исполкомом ФНПР, что является определяющим моментом. И, таким образом, они будут нести перед коллегиальными органами ТООП и ФНПР ответственность за принимаемые решения, за то, чтобы выполнялись решения Генсовета ФНПР.
- Что же это за большие полномочия председателя территориального профобъединения в обмен на повышенную ответственность?
- Предполагается, что отраслевой профсоюз может наделять территориальные профобъединения полномочиями проводить финансовые проверки и давать рекомендации по кадровому составу теркомов. В типовых уставах общероссийских профсоюзов и ТООП мы постараемся это прописать. Сегодняшние уставы говорят о том, что да, отраслевой профсоюз принимает все решения по кадровым вопросам, но он эти вопросы обсуждает со своими коллегами в территориальных профобъединениях.
- А если исполком ФНПР предложит кандидатуру председателя регионального профцентра, но конференция ее все-таки не примет, а предложит свою?
- В соответствии с сегодняшней идеологией предлагает Исполком ФНПР. В вашем примере на кого-то будет наложено временное исполнение обязанностей председателя. Еще раз говорю, что это не из головы выдумывается некая кандидатура, ее берут из состава резервистов, то есть те люди сами в свое время голосовали за этих резервистов. Причем и сейчас все происходит точно так же, когда территориальные организации нам предлагают три-четыре кандидатуры, а мы кому-то одному даем рекомендацию, и его потом избирают. Бывает, что и не избирают, делают ставку на другого человека. Сегодня это проходит, а завтра просто нужно меньше ошибаться.
- Возвращаясь к профимуществу: опасения в профсоюзной среде потерять собственность оказались напрасными?
- ТООП продолжат в полном объеме реализовывать все те функции, которые сегодня выполняют. Они сохранят статус юридических лиц, все профимущество останется при них, никто его не изымет. Не скрою, мы серьезно анализировали всю эту ситуацию. Но сейчас поднимать имущественные вопросы не имеет смысла, потому что у нас внутри профсоюзной среды действуют договоренности по распределению профсобственности, о которых я сказал выше. Поэтому мы посчитали необходимым сохранить имущественные отношения, закрепленные за структурами, но внутри структурно нужно меняться.
КАК ЭТО БУДЕТ
- Допустим, все эти инновации приняты, вступили в силу. Что мы должны в итоге увидеть?
- Сразу скажу, в тех профобъединениях, у которых все нормально, все отлажено, которые уже работают по типовому уставу и в соответствии с положением о выборах председателя, - у них ничего не изменится. Кроме того, что им в Регистрационной палате надо будет поменять документы и сказать, что мы работаем не по собственному уставу, а по уставу ФНПР. У них появится бонус: если какая-то территориальная организация отраслевого профсоюза по той или иной причине к ним еще не вошла, то считайте, что она теперь сделает это уже автоматически. И подобное наведение порядка в структурах произойдет везде. То есть не надо будет уже с кем-то договариваться, дискутировать на территориях и так далее. А у кого и сейчас все нормально - их это не коснется.
- А какие бонусы для отраслевиков?
- Такие же, с той лишь разницей, что теперь им не придется после каких-то изменений в уставе, утвержденных на съезде ЦК, принимать решения у себя в теркомах, голосовать, изменять учредительные документы, перерегистрировать их и так далее. После того как все будет сделано, если мы меняем устав профсоюза на съезде - никому ничего собирать не надо. Вот этот документ, мною подписанный, зарегистрированный, мы просто множим, раздаем во все территориальные организации профсоюза.
- В начале мая “Солидарность” опубликовала концепцию изменений устава ФНПР. Что дальше?
- Дальше, после того как наша рабочая группа договорится о формате документа, перейдем к подготовке непосредственно текстового варианта. Все равно какие-то небольшие изменения последуют: документ проверят опытные юристы, орговики, позже будет готов окончательный вариант.
- Когда это произойдет?
- Точно сказать невозможно. Здесь важен еще один процесс, который, в принципе, должен идти параллельно с модернизацией профсоюзного движения. Закон о профсоюзах, действующий сегодня, принят давно, и он многого не учитывает в нынешних реалиях. И очевидно, что параллельно нужно думать над внесением изменений в этот закон тоже. Я не исключаю, что эти процессы пойдут параллельным путем для того, чтобы все это увязывалось “единым пакетом”. Мне сложно судить - лето, пора отпусков, но думаю, что к осени текст изменений устава ФНПР будет полностью готов для обсуждения.
- Профсоюзное сообщество его примет?
- Здесь мудрые люди работают, поэтому полагаю, что никакой сырой материал, который профсоюзное большинство не воспримет, вынесен не будет. В любом случае, я не просто так сказал, что в нашу рабочую группу входят представители всех профсоюзных структур: мы договоримся там, и ничего, что вызовет масштабный протест, на свет не появится.
Сайт ФНПР