Кремль набирает бойскаутов

Дата публикации: 18 Июля 2013

Управление по общественным проектам администрации президента займется поддержкой неполитических молодежных проектов, чтобы вовлечь в них как можно больше новых людей. Эксперты говорят о заинтересованности Кремля в создании мощной сети лояльных «живых» НКО в противовес сети «иностранных агентов».
Кремль собирается заручиться поддержкой новых сторонников, вовлекая их в работу в неполитической сфере. Такая задача стоит перед управлением общественных проектов администрации президента, которое также отвечает за господдержку патриотического направления, рассказал «Газете.Ru» собеседник со Старой площади. Это управление было создано в октябре 2012 года, возглавляет его экс-замглавы управления по внутренней политике администрации Павел Зенькович, считающийся человеком, близким к пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
«Стимулируя общественные проекты, мы создаем возможности для новых людей реализовать себя через участие в общественной жизни. Речь идет как о поиске интересных проектов через систему выдачи грантов, так и о поддержке существующих: поисковых отрядов, студенческих, спортивных и патриотических клубов.
Главная задача — привлечь новые лица в неполитическую сферу, к политике это все не имеет отношения», — подчеркнул собеседник издания.

«Селигер» ударился в бег
На ежегодном молодежном форуме «Селигер-2013» будет мало политики: главными трендами стали фитнес-программы, ЖКХ и инновации. Кроме того... →
Другой собеседник издания в том же ведомстве отметил, что если Кремль будет поддерживать создание таких неполитических сообществ, то в конечном итоге отдельные активисты неминуемо придут в политическую деятельность, что может способствовать удовлетворению общественного запроса на новые лица в политике.
Стоит отметить, что ранее Кремль в сфере работы с молодыми кадрами и новыми лицами привлекал их именно в политические проекты: в частности, на 2005—2008 годы пришелся расцвет таких молодежных движений, как «Наши» и «Молодая гвардия».
Политолог Александр Морозов отмечает, что в прошлом Кремль использовал молодежь для решения именно политических задач: борьбы с угрозой «оранжевой революции» и акций против действий прибалтийских государств.
«Сейчас борьба с оппозицией на уличном поле не востребована, она идет силовыми методами — через прокуратуру, поэтому нужды в политических молодежных движениях у Кремля больше нет. Теперь они делают ставку на вовлечение молодых людей в неполитические проекты.
Сейчас Кремлю надо создать свои, лояльные НКО, наполнить их людьми, которые будут диктовать повестку дня, альтернативную «иностранным агентам». С другой стороны, власти в любом случае нужен какой-то социальный кадровый лифт для лояльных ей молодых людей», — сказал Морозов «Газете.Ru».
Член высшего совета партии «Единая Россия», гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что Кремль хочет делать ставку на долгосрочные проекты, а общественные проекты обычно имеют более долгий цикл жизни, чем политические.
«Конечно, какие-то контрпроекты — против протестного движения будут жить, но основная ставка явно делается на длительное вовлечение молодежи в гражданскую активность. Есть много мировых аналогов похожих долгосрочных проектов —
те же бойскауты в США или пионерское движение в СССР, где идеологическое наполнение было минимальным, а в основном молодежь занималась все теми же общественными инициативами», — отмечает Орлов.
Перенос фокуса внимания Кремля на общественные, а не политические молодежные проекты связан в том числе с тяжелым репутационным наследием проектов «Наши» и «Молодая гвардия», считает политолог Марина Литвинович.
«Тот негативный образ, который сложился у представителей этих движений в публичном поле, не давал Кремлю никакой возможности продолжать этот вектор деятельности. Кроме того, после замены в качестве первого замглавы администрации Владислава Суркова на Вячеслава Володина в конце 2011 года администрацию вслед за Сурковым покинули его люди, которые курировали этот блок работы. Нынешнее руководство администрации понимает, что с молодежью работать надо, и пока им в голову приходят самые простые варианты того, что молодым активным людям можно предложить: патриотизм, спорт, здоровый образ жизни. К политическим проектам администрация все равно в итоге придет, потому что сделать молодежное надполитическое движение они все равно не смогут: слишком сильно будет желание использовать молодежь в политических интересах», — уверена Литвинович.
Еще один близкий к Старой площади собеседник «Газеты.Ru» отмечает, что наделение управления общественных проектов полномочиями по поддержке того или иного общественного движения означает серьезное аппаратное усиление самого Зеньковича в администрации президента.