Дата публикации: 25 Июля 2013
». «Профсоюзы часто говорят об этом, но я думаю, что есть более эффективные и надежные способы приведения нашего рынка образования в соответствие рынкам труда», – не удержалась от критики вице-премьер правительства России по социальной политике Ольга Голодец.
Профсоюзы тем не менее не отреагировали на критику Голодец и заявили, что предложение ушло наверх и будет рассматриваться трехсторонней комиссией с участием государства и работодателей. А на замечание «НГ», что подобное заявление в рыночных условиях звучит и архаично, и нелогично, в Конфедерации профсоюзов пояснили, что речь идет в основном о предоставлении выпускникам первого рабочего места и такой момент считается крайне важным. На просьбу расшифровать, как эта тема коснется частного сектора в экономике, ответили, что речь пока идет о «концептуальном предложении». И прежде чем начнется разработка документа, «нужно принять политическое решение». Политического решения сейчас как раз и ждут.
Напомним, что периодически звучащие призывы вернуть советскую систему распределения выпускников вузов имеют в каждом случае свои побуждения. На этот раз Конфедерацию профсоюзов заботит тема молодежной безработицы. По данным международного опроса общественного мнения, рассуждает Михаил Шмаков, доля молодежи в общем числе российских безработных составляет 25%. При том что в целом ситуация в России не так уж и плоха. Регистрируемая безработица около 1%, общая – около 5%. И исправить ситуацию с безработицей можно распределением, считает профсоюзный лидер, возраст которого (Михаил Шмаков 1949 года рождения), видимо, позволяет видеть процесс с высоты еще советской системы госзаказа на молодых специалистов.
Часто поднимают эту тему в связи с темой развития внутренней миграции. Уж очень темы взаимоувязаны. После многочисленных призывов к переселению в России снизились барьеры, препятствующие этому процессу. Но потока жаждущих переселения все равно не случилось. Да, продолжается бегство из села. Но наметился тут же обратный процесс. Сегодня только совсем уж плохая администрация на местах не модернизирует в регионах систему начального и среднего профессионального образования, чтобы удержать остатки своей молодежи. «Хуже всего для нас, – считает директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при президенте РФ Татьяна Клячко, – что вся молодежь стремится в крупные города, уверенная, что за «большой кольцевой» жизни и работы в России просто нет». В общем, почему бы не восполнить такой пробел искусственно созданной миграцией молодежи – задаются все чаще вопросом те или иные руководители и лидеры наверху. Вот уже и идут с мест отчеты, что дело сдвинулось с мертвой точки. А благодаря конкурсам университетских программ молодежь сегодня выбирает не только столичные вузы, но и университеты Новосибирска, Томска, Дальнего Востока и т.д. И это уже такое достижение для страны…
Вопрос более или менее равномерного народонаселения страны, конечно, стратегической важности. Обидно ведь – большая страна, богатая ресурсами, а население кучкуется в мегаполисах. Впрочем, как утверждает научный сотрудник НИУ Высшей школы экономики Елена Вакуленко, оперируя данными последних опросов Росстата, миграция между регионами РФ бессмысленна и невозможна. Да и переселение людей мало влияет на безработицу в целом. Хотя отток мигрантов из региона вызывает рост в нем заработных плат и среднедушевых доходов. И это немного сглаживает различия между регионами, но и тормозит дальнейшую миграцию.
Теперь ближе к сегодняшним заявлениям… Если профсоюзная организация пока заявляет, что готова рассматривать тему и для частного бизнеса тоже, то министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов более реалистичен в своих планах. Согласно его заявлению на Селигере, речь скорее идет о работе в государственных учреждениях. «Каждый выпускник инженерного вуза после его окончания обязан отработать на предприятиях инженерного профиля, а выпускник педагогического университета – в школе», – заявляет министр. Помимо этого Дмитрий Ливанов смело предлагает внести еще и такие поправки в образовательные стандарты, которые обеспечивали бы студента работой. Ливанов уверен, что студент во время учебного процесса должен иметь возможность одновременно «получать образование высокого класса» и зарабатывать.
Здесь я просто обязана опять сделать лирическое отступление, чтобы рассказать историю из жизни. Настя Кудрина – студентка четвертого курса (бюджет) вечернего отделения факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, полусирота, уроженка Барнаула, около месяца тому назад была не допущена до сдачи сессии за энное количество пропусков. Сейчас решается вопрос о ее отчислении. С первого курса девочка (с 17 лет), чтобы прокормить себя и мать-пенсионерку, переехавшую в Москву вместе с ней, работала в разных СМИ, включая и телеканал «Дождь» и Первый канал. И все эти годы она все время находила такую работу, что хватало на аренду квартиры и нормальную жизнь в столице. Работает она много. И, заметьте, по специальности. Сейчас ей предлагают перейти на два курса ниже на платное отделение вуза. Вопрос Дмитрию Ливанову – так… работать или учиться?
А теперь пофантазируем, что случилось неслыханное: каким-то образом решили распределить будущих инженеров на предприятия оборонной промышленности. Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов совсем недавно пугал население такими цифрами, что средний возраст работников стратегических отраслей промышленности – 55–57 лет. Большой процент составляют сотрудники в возрасте 60 лет и выше. А количество молодых людей, работающих в отрасли, не превышает четверть от общей занятости в отрасли. Молодежь не хочет идти туда по причине низкой заработной платы, слабой социальной защищенности и технологической отсталости. И вот на эти малопривлекательные места принудительно распределяют выпускников, потому что по доброй воле они не пойдут. Нонсенс. Хотя некоторое оживление внутри молодежной тусовки точно гарантировано. Их родителям памятны советские времена, когда молодые люди даже фиктивно женились и доставали всевозможные справки, чтобы избежать участи непосильного распределения. Население давно имеет свои собственные программы спасения от разгулявшейся фантазии больших начальников. Хорошо, а если распределять непринудительно?
Ольга Голодец говорит, что частично программы добровольного распределения существуют уже сегодня. Правда, в основном для выпускников педагогических и медицинских вузов. Напомним, что в 2011 году выпускникам педвузов, согласившимся поехать работать в село, давали подъемные в размере 500 тыс. руб. и жилье. Срок отработки составлял от 3 до 5 лет. В случае расторжения контракта бывший выпускник обязан был вернуть деньги, полученные по гранту. Программа действует до окончания 2013 года. Результаты ее пока не обобщались. Но уже интересно, что очередь из желающих не выстроилась: и сумма подъемных мала, и сроки «кабалы» большие. Год назад сумму денег подняли до 600 тыс. руб. И опять нет очереди из желающих. Так что же надо сделать, чтобы жизнь для молодых людей появилась и за пределами «большой кольцевой»? Рецептов пока нет. Зато популистских заявлений, из которых ничего полезного для себя народ не видит, – сколько угодно!
Фото РИА Новости