Бизнес выставил счет за учебу

Дата публикации: 15 Сентября 2014

Представители бизнес-сообщества на заседании в Общественной палате (ОП) РФ жестко раскритиковали российское высшее образование. Компании жалуются, что им приходится подолгу переучивать вчерашних студентов, и просят государство компенсировать затраты на обучение. Преподаватели оправдываются повышенной нагрузкой и предлагают властям в три раза повысить расходы на высшую школу.

Открывая заседание, посвященное проблемам трудоустройства выпускников вузов, член ОП, доцент Высшей школы государственного аудита МГУ Елена Шапкина привела данные Росстата. Сейчас в России более 4 млн. безработных, и каждый четвертый из них — недавний выпускник вуза. Более 20% дипломированных специалистов не могут найти работу в течение первого года после выпуска. «Данные факты показывают, что вузы выпускают неактуальных на рынке труда специалистов»,— заключила госпожа Шапкина.
Как студентов проверяют на работоспособность
Минобрнауки вводит новый критерий для оценки эффективности российских вузов: количество выпускников, устроившихся на работу, неважно, по специальности или нет
Бизнес объясняет эту ситуацию просто: знания, которые получают студенты в вузах, оторваны от реальности. «Ребята говорят нам, что за полтора месяца практики они узнают больше, чем за четыре года,— сказала специалист по работе с вузами авиакомпании “Трансаэро” Марина Машошина.— Я была на одном собеседовании, когда студентка четвертого курса московского вуза не смогла назвать элементарные вещи — основные части самолета». По словам госпожи Машошиной, компания готова переучивать студентов, но вуз зачастую не дает и базовых знаний, особенно это касается английского языка.
Директор департамента исследования и образования Mail.ru Group Дмитрий Волошин пожаловался, что компании обычно приходится доучивать выпускника вуза около года, а затраты на это «драматично высоки». Поэтому в Mail.ru Group решили самостоятельно готовить нужных компании специалистов. «Сейчас в России нет ни одного вуза, который выпускал бы только программистов,— рассказал господин Волошин.— Поэтому мы открыли свои бесплатные курсы для студентов МГУ и Бауманки. Компания сама разработала обширную учебную программу — это примерно половина всего бакалавриата по часам. Но абитуриенты с каждым годом поступают все хуже и хуже подготовленными, поэтому нам придется увеличивать длительность курсов». Сейчас Mail.ru Group готовит таким образом около 500 человек в Москве и планирует принимать на работу только выпускников своих курсов. «У наших вузов не хватает квалифицированных преподавателей в сфере IT,— объяснил эксперт.— Чтобы оставаться профессионалом, преподаватель должен постоянно работать в этой сфере, а вузам нужен читающий лекции профессор».

Как Минобрнауки подвело итоги мониторинга вузов
В конце 2013 года Министерство образования и науки подвело итоги осеннего мониторинга эффективности вузов и решило, что делать с попавшими в «черный список» 7 государственными и 125 частными учебными заведениями
Член ОП РФ, заведующая кафедрой социологии и политологии Ульяновского госуниверситета Нина Дергунова заступилась за коллег. «На Западе вузовский преподаватель должен прочитать 300 часов лекций в год, а у нас 900–1000 часов,— объяснила она.— Работать, узнавать что-то новое просто некогда». При этом вузу не нужен узкий специалист в одной области, поэтому профессору приходится вести дополнительные курсы, даже если он сам знает о них только то, что написано в учебнике. «Надо в три раза снизить учебную нагрузку, чтобы освободить преподавателей,— резюмировала госпожа Дергунова.— А для этого надо увеличить финансирование высшей школы в три раза».
Компании, участвовавшие в заседании, заявили, что хотели бы получить от государства компенсацию расходов на дополнительное образование. Это можно было бы сделать с помощью налоговых вычетов. Другой вариант — ввести прямое субсидирование подобных курсов со стороны государства из расчета 50 на 50. «Это позволит создавать свои образовательные проекты не только крупным компаниям, но и предприятиям с меньшей прибылью»,— объяснил Дмитрий Волошин.
Александр Черных