Вертикальный город

Дата публикации: 24 Апреля 2018

В номинации социо-философских концепций принимал участие студент пятого курса УрГАХУ Владимир СБЕГЛОВ. Предложенная им концепция двухуровневого города впечатлила жюри и заслужила наивысшей похвалы – проект стал победителем. Мы взяли интервью у Владимира, чтобы из первых уст узнать подробности его идеи.

А: Привет, Владимир! Расскажи, пожалуйста, откуда ты узнал о конкурсе, как решил, что будешь участвовать?

В: Мой руководитель, Михаил Гаврилович Матвеев и я искали возможности эффективно проявить идеи, которые мы разрабатывали уже полтора года, поэтому тема ЭКСПО пришла сама собой. Решение сложных, невыполнимых задач, применимость при реализации крупного мероприятия, возможность показать все грани концепции — использование нашей работы для организации Всемирной выставки показалось нам крайне удачным, они идеально подходили одна к другой. Михаил Гаврилович узнал, что будет конкурс на проект организации площадки, и мы стали ждать объявления его начала.

А: Конкурс проходил в двух номинациях, почему вы участвовали в номинации «Социально-философская концепция», а не в архитектурно-градостроительной номинации?

В: Возможно, более вольный характер номинации давал больше надежд на то, что работа не пройдет незамеченной, но однозначной уверенности у нас не было.

А: Как тебе пришла в голову идея о таком многоуровневом городе?

В: Во-первых, тема многоуровневого города не нова. Меня в этом проекте в первую очередь интересовал вопрос практического применения наработанного материала в реальной жизни. Идея работы — глубокая модернизация городской системы расселения. Существующий город полон исторических зданий и старой инфраструктуры. Каким-либо образом изменить то, что уже построено очень сложно – это требует больших ресурсов: денег, времени и человеческого терпения.

А: Каким образом вы предлагаете решить эти проблемы?

В: Идея многоуровневого города проста: мы можем развивать город, не вторгаясь в его сложившуюся инфраструктуру. Над существующим городом возводится второй его слой, предоставляющий горожанам новую инфраструктуру: транспорт, жилые, коммерческие и общественные пространства. При этом внедрение надземной структуры имеет значительно большие последствия, чем просто добавление новых площадей. Многие разные задачи, такие как обеспечение безопасного и быстрого передвижения, экономия ресурсов на строительстве и обслуживании, увеличение озеленения, решаются, по сути, в один ход — внедрением структуры.

А: Опирались ли вы в своем проекте на какие-то существующие исследования?

В: Безусловно. Концепция стала симбиотическим объединением самых разных существующих урбанистических концепций, таких как «Пространственный город» Ионы Фридмана, «Мегаструктуры» Паоло Солери, НЭР, «Линейный город», «Надводный Токио» Кензо Танге и многие другие.

А: Чем эта концепция может быть полезна при организации ЭКСПО?

В: В рамках Всемирной выставки эта структура может применяться для размещения над землей выставочных павильонов, жилья для гостей и участников и обслуживающих служб. Сама надземная структура ниткой протянута сквозь центр города, вдоль реки Исеть, пересекаясь с крупнейшими улицами. Это создает множество транспортных связей, рассредоточивающих транспортные нагрузки, более глубокую интеграцию выставки в город, использование для выставки уже имеющихся объектов (например, стадион, Ельцин-центр, ДИВС) при проведении мероприятий.

А: При подаче заявки важным критерием была возможность использования разработки после ЭКСПО. Что предложили вы?

В: После выставки структура становится частью города, его растущим «надземным микрорайоном» со своим жильем и коммерческими площадями, восполняющими дефицит таких площадей в центре города, а также транспортом, разгружающим пробки на улицах. Все это в конечном итоге призвано оздоровить Екатеринбург.

А: Как ты узнал о том, что победил? Было ли это неожиданностью для тебя?

А: Мы были не уверены в том, примет ли жюри такой более чем смелый вариант развития событий. Также мы волновались, сможем ли мы доходчиво донести идею. Тем не менее, в день объявления итогов позвонили и сказали, что работа заняла первое место в своей номинации. Первой мыслью было: мы донесли, они поняли, и это здорово! Значит, авторитетные люди города готовы адекватно воспринимать такие идеи, а это не может не радовать.

Анна Лычагина, Владимир Сбеглов